iTechArt logo

Английский язык — как его учить и где брать материалы?

Students Lab Development & QA

Какой язык обязательно должен знать программист, тестировщик, да и любой, кто работает в IT? Конечно же, английский! Он позволяет нам учиться, получать самую актуальную информацию, общаться и работать со всем миром. Современный Lingua Franca — это язык технологий, науки, искусства, финансов и много другого.

Поговорили с Викторией Сердюковой, куратором корпоративных курсов английского, о том, есть ли шансы выучить английский самостоятельно, сколько и как нужно заниматься, полезно ли разговаривать с собой и о многом другом. Получился хороший гайд для тех, кто строит планы на следующий год!

1. Кто скорее выучит язык — мотивированный самоучка, или студент хороших курсов, но «из-под палки»?

Я не склонна переоценивать понятие «мотивация». Для меня мотивация — это что-то кратковременное. Изучение языка — это не спринт, а марафон, и в нем гораздо важнее обладать качествами, которые позволяют играть вдолгую.

Есть две причины, по которым человек может заниматься языком долгое время. Первая — он получает удовольствие от процесса. Вторая — он обладает такими качествами, как сила духа, характера и воли. То, что в английском называют «grit». То есть для него это как спорт — это часть его жизни, он всегда находит для этого время. Для него важно ощущение «accomplishment».

Если человек дисциплинирован, умеет себя организовать и следовать этой цели изо дня в день и знает, как правильно учить язык — шансы на успех, даже при самостоятельном изучении, у него очень высоки.

Но стоит помнить, что 90% людей более эффективны, когда им дают четкие задания и проверяют ход выполнения. Поэтому для большинства все-таки предпочтительнее курсы или индивидуальные занятия. Плюс, на курсах можно узнать, как изучать язык, получить представление о методике.

2. Можно ли тренировать речь без собеседника?

Конечно. Когда я училась, регулярно разговаривала сама с собой, прямо вслух. К примеру, к экзаменам всегда старалась проговорить в течение 20 минут каждую из контрольных тем, используя новый лексико-грамматический материал. Это было очень полезно.

Можно также говорить не вслух, а про себя. Особенно, если таким образом прорабатывать эмоции, говорить о себе. К примеру, вечером, перед сном, проговаривать, что произошло за день, что удалось или не получилось, кто расстроил, а кто порадовал и так далее. При этом можно и нужно использовать лексику, с которой работаешь в данный момент.

Английский язык — как его учить и где брать материалы?3. Книги и материалы для начинающих и тех, кто уже совершенствует язык.

Давно не работала с начинающими, но я бы предпочла хорошо структурированные учебники с упором на грамматику. Когда мы только начинаем учить язык, важно освоить структуру, понять, как он работает. На этом этапе очень важен “drill” базовых конструкций, так как устранить пробелы в их формировании и использовании в дальнейшем будет намного сложнее.

Научить человека с хорошей грамматической базой разговаривать на самом деле несложно. Грамматике научить сложнее. “Ломаная”, но беглая речь быстро утомляет и раздражает, хоть носители открыто нам этого никогда не скажут. Так что на начальных этапах изучения языка нужно запастись терпением и постараться заложить грамматическую базу.

Что касается совершенствования языка — тут я бы вообще ушла от учебников, кроме грамматических справочников и пособий, объясняющих на примерах и в упражнениях сложные конструкции. Однако ни один современный учебник от уровня Intermediate и выше не отвечает нашим текущим потребностям и ожиданиям. Лучше использовать только аутентичный материал — сериалы, статьи, написанные носителями языка, блоги, YouTube. Все, что угодно, но именно аутентичный контент.

Есть много подкастов, которые ведут носители языка уже для продвинутых уровней, где вводят и лексику, и прорабатывают эпизоды сериалов.

Могу, к примеру, посоветовать вот эти источники:

4. Самостоятельное изучение языка. Довольно обширная тема, но есть ли какие-то основные моменты, столпы, на которых оно стоит?

Самостоятельное изучение должно покрывать все аспекты — грамматику, аудирование, письмо, лексику.

Для самостоятельного изучения можно использовать статьи, блоги, современные книги, сериалы. Нужно читать и слушать. Каждый материал, будь то аудио или текстовый, нужно рассматривать как источник языка — аутентичных грамматических оборотов и лексики. То есть, прорабатывать каждое видео — выписать слова, словосочетания, обороты, на их основе создавать свой текст, выражать собственное мнение. То же самое со статьями — читать, подчеркивать, выписывать, пересказывать, выводить в речь.

Интересное упражнение — эхо-повтор, повторение речи за спикером. Есть два его варианта. Первый — когда есть субтитры, нужно проговаривать их, чуть отставая от спикера. Второй — повторение без субтитров. Но для этого нужно уже хорошо владеть речью и материалом.

Еще для тренировки можно «озвучивать» видео. Для этого нужно хорошо знать его содержание, реплики, отключить звук и выступить в роли голоса за кадром либо озвучивать спикера.

Чтобы тренировать письмо, желательно, чтобы был кто-то, кто может его проверить.

5. А если нет того, кто может проверить? Могут ли помочь такие сервисы, как Grammarly, или онлайн-переводчики?

Могут, но полностью человека не заменят. Я тестировала Grammarly— в принципе, ничего. И Google Translate в последнее время стал гораздо лучше. Когда работала в университете, студенты часто приносили вполне приличные переводы, созданные с его помощью, когда не хотели работать самостоятельно. Это касалось, в основном, политической тематики.

Но, еще раз, человека эти сервисы в полной мере пока не заменят. Например, переведенное предложение может быть грамматически и лексически правильным, но недостаточно идиоматичным. Это уже ювелирная работа, многое зависит от преподавателя.

Как учить английский язык и где брать материалы?6. В чем секрет fluency? Как научиться бегло говорить и писать на английском?

Fluency — это, в первую очередь, умение высказать свое мнение, не бояться говорить. Это не обязательно грамотная и точная речь. В фокусе именно беглость, а не грамотность.

Для развития устной речи, если нет партнера для общения, не стоит бояться говорить с собой. Тренировать тот же эхо-повтор. Еще есть такое упражнение как non-stop speaking. Например, я говорю слово «яблоко», и человек должен 10 минут говорить на тему «яблоко»: любит он яблоки или нет, какие знает сорта, какие знает блюда с яблоками — все, что придет в голову. Это же можно делать и самостоятельно. Выбирайте случайную тему, устанавливайте таймер и вперед, без пауз. Хорошо помогают пересказы текста, тоже с лимитом времени.

Что касается письменной речи, fluency зависит от стиля и вида письма. К примеру, мне не приходится сейчас писать эссе. И если мне дать задание написать его, я потрачу поначалу достаточно много времени, потому что нет навыка. Если я буду заниматься этим регулярно, навык появится быстро. При условии, конечно, что я владею необходимым языковым пластом. Главное — регулярные тренировки и навык.

7. То есть, если я ничего не знаю про атомные станции, то я ни по-русски не напишу о них, ни по-английски?

Совершенно верно. Причем в устной речи проще. Я не владею тематикой атомных станций, но могу поддержать разговор о них, довольно fluently, на уровне обывателя. Не как профессионал, но могу поговорить. А написать на эту тему легко — нет.

6. Как избавиться от внутреннего переводчика, то есть, воспринимать речь напрямую?

Полностью избавиться от него крайне тяжело. Что может помочь? Начиная с уровня Pre-intermediate нужно постепенно отходить от русского перевода. Изучая новые слова, нужно смотреть их значение в английском толковом словаре и учиться объяснять любое слово, словосочетание на английском языке.

Мы со студентами на уровне Intermediate работаем не с русско-английским/англо-русским словарем, а с глоссарием, причем в обе стороны. К определению они должны подобрать изучаемое слово, или наоборот — объяснить его значение. Исключение составляют клише, используемые в деловой коммуникации. Их мы стараемся довести до автоматизма, в основном из-за грамматической составляющей. Русский также иногда помогает уточнить оттенок значения, структуру. Изучая лексику, лучше учить не слова, а словосочетания. Даже есть смысл иногда заучивать целые отрывки предложений.

8. Каков оптимальный темп изучения языка? Лучше раз в неделю и три часа, или каждый день, но по 15 минут?

Я говорю своим студентам — лучше по чуть-чуть, но каждый день. 15 минут, конечно, маловато. Хотя бы полчаса. То есть раз в неделю заниматься час-полтора, и в остальные дни сокращать время до получаса.

Регулярность особенно важна для лексики. Ее не нужно зазубривать — с ней нужно все время работать, просматривать, составлять предложения, называть вещи вокруг себя, формулировать мысли. С лексикой нужно быть в контакте. А потратить три часа и выучить — так не работает.

А специалистам Remarkable People мы предлагаем бесплатные занятия английским языком в рамках пакета бенефитов. Подробнее ознакомиться с условиями можно тут.

А подобрать себе подходящую вакансию можно в соответствующем разделе на нашем сайте: каждую неделю — новые предложения!