iTechArt logo

Главные тренды IT-образования 2022

Development & QA Students Lab

Постоянное повышение квалификации – неотъемлемый элемент карьерного развития. Неудивительно, что жители соседней страны, например, согласно недавнему исследованию, тратят на профессиональные курсы в 4 раза больше денег, чем на занятия, связанные с хобби.

Мы решили спросить у коллег, которые занимаются вопросами обучения сотрудников iTechArt и стажеров, прогнозы по рынку IT-образования и тренды, которые нельзя игнорировать в будущем году.

Наши собеседники
Милевская Ирина_спикер.jpg

Ирина Милевская

Team Manager Students Lab

Координирует проект Students Lab - бесплатные обучающие курсы и стажировки для начинающих специалистов в iTechArt.

Науменко Анна.jpg

Анна Науменко

Education Producer iTechArt

Кандидат филологических наук, в iTechArt занимается продюсированием образовательных материалов — онлайн-курсов, интенсивов и проч.

Ирина Милевская, Team Manager Students Lab

Когда меня спрашивают об IT-образовании, то я всегда вспоминаю цитату из «Алисы в Стране чудес»: «Чтобы оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил». В IT всё слишком быстро меняется, поэтому получить университетскую «корочку» и остановиться не получится. 

Думаю, будущее за практикоориентированным обучением, поэтому формат стажировок останется актуальным. Ребята, как и прежде, будут стремиться нарабатывать базу уже со 2-3 курса, а лучше всего они осваивают материал и применяют полученные знания, если разбирают с ментором реальные примеры и ошибки состоявшихся, а не гипотетических проектов. 

Также IT-компании будут стремиться к гибким программам обучения. Если пытаться унифицировать все методички внутри компании, то это может затянуться на долгие недели, что является непозволительной роскошью. У нас нет единой программы на всю компанию, например, по обучению Python. Каждый ментор-разработчик основывается на своем опыте и дает стажеру задачи с реальных проектов. При этом, если стажер проактивен и интересуется ещё чем-то за рамками программы стажировки, то при наличии ресурсов менторы и менеджеры всегда идут навстречу.

Мы видим, что продолжительность обучения на стажировке в 3 месяца оправдывает себя. Этого вполне хватает, чтобы освоить «джуновскую» базу. Необходимости в форматах «экспресс-стажировки» или, наоборот, полугодового обучения, не видим. При этом, если кто-то справляется быстрее, то никто не будет «мариновать» человека. Бывают и те, кому технология дается чуть сложнее, но результаты в целом хорошие - в таком случае мы стараемся идти навстречу и дать необходимое время и помощь менторов для завершения проекта.

Ситуация и опыт 2021 года подсказывает, что обучение всё же не уйдет целиком в онлайн. Да, формат онлайн-стажировок в Students Lab хорошо прижился - особенно он популярен среди тех наших стажеров, которым долго добираться до нашего офиса. Тем не менее, другим ребятам важно «повариться» среди настоящих разработчиков или банально нет возможности сосредоточиться на обучении, находясь в одной комнате с несколькими соседями по общежитию.

При этом различные онлайн-платформы, через которые можно будет загружать учебные материалы, отслеживать прогресс обучения и давать обратную связь, и дальше будут укореняться. У нас, например, есть своя платформа, где выкладываются презентации с лекций, создаются тесты, выставляется средний балл и формируется общий рейтинг группы. Там же стажеры фиксируют свои впечатления от стажировки, получают развернутый фидбек от ментора по поводу успеваемости. 

Дополнительные «примочки» в виде AR/VR могут появиться в обучающих IT-программах в ближайшей перспективе но, скорее, не для стажировок. Смоделировать ситуацию прохождения собеседования с заказчиком или работу с командой всё же проще вживую, при участии ментора и/или других стажеров.

Сейчас многие вещи переместились в смартфон, в том числе ребята могут слушать аудиоподкасты и смотреть обучающие видео по дороге не учебу. Тем не менее, не думаю, что значительная часть обучающих программ будет адаптирована под смартфоны - всё же на планшете или ноутбуке удобнее слушать/смотреть и параллельно что-то записывать.

В этому году у нас была экспериментальная лаба по JS, в которую были заассайнены не только разработчики, но и бизнес-аналитики и проджект-менеджеры. Поэтому могу предположить, что обучение принципам гибкого мышления будут и дальше интегрироваться в стажировки.

И, разумеется, продолжится углубление отношений и коллабораций между IT-компаниями и университетами. Уже сейчас, например, совместно с БГТУ у нас проводится курс по Salesforce и всех, кто проходит курс, мы рассматриваем потом в качестве потенциальных сотрудников или приглашаем на стажировку, которая поможет подтянуть скиллы, а затем уже ставим вопрос о приеме в штат. Открываются совместные учебные лаборатории (последняя такая лаборатория появилась от нашей компании в Могилеве). И, конечно, IT-компании продолжат сотрудничество с университетами по поводу прохождения практики/распределения.

Анна Науменко, Education Producer iTechArt

Я думаю, что тренд на непрерывное обучение стал развиваться еще до пандемии, но именно с 2020 года стал более явным и ярким. Этот тренд с нами надолго. В целом, это можно назвать мегатрендом, как и цифровизацию. Новой эпохой, которая пришла на замену традиционному формату «школа-университет-работа», когда активно человек учился до 25 лет и потом мог больше никогда не посещать курсы и не менять профессию, потому что в этом не было необходимости. Сейчас человек может менять профессии несколько раз в течение жизни и без обучения это сделать будет почти невозможно. Точно также как развиваться и достигать выше средних результатов в профессии, а также повышать уровень дохода. В IT непрерывное обучение - это неотъемлемая часть процесса работы.

Согласна с Ирой - думаю, что в ближайшее время обучение не перейдет полностью в онлайн. Высоким спросом по-прежнему пользуются офлайн-курсы, не только в Беларуси. Пример: Школа 42 в Кремниевой долине. Возможно, в отдаленной перспективе переход и произойдет. Например, тогда, когда повсеместно станут доступны симуляторы VR/AR, чтобы воссоздать для желающих все особенности офлайн занятий. Плюс некоторое время нужно людям для осознания и внедрения этой инновации, которая представляет из себя онлайн-образование. Многие по-прежнему относятся к онлайну скептически и не доверяют.

Я думаю, что проектная работа всегда будет популярна как один из самых эффективных методов обучения. Это сложнее реализовать онлайн: дороже по стоимости оказывать поддержку и сопровождение, более ресурсозатратно вовлекать и мотивировать учеников. Но в группе человек учится более эффективнее, чем в одиночку, этому много посвящено исследований и доказательств. 

Геймификация - это внедрение игровых методик и форматов в неигровой контекст. И хотя в обучении давно используются игры, как способ вовлечения и придания реалистичности, нельзя сказать, что в IT как-то по-особому или чаще используется геймификация. Скорее трендом в методологии сегодня является problem-oriented (проблемно-ориентированное) обучение.

Сложно спрогнозировать в долгосрочной перспективе, но пока методологии Agile и Scrum себя зарекомендовали, как эффективные. Возможно, что им на смену придут более актуальные времени методологии, в том числе и в обучении. Например, сейчас помимо problem-oriented обучения также популярна концепция learning experience design (построение учебного опыта).

Обучение должно быть адаптивным относительно связи материала и потребностей рынка и технологий. Но в то же время учебный процесс сейчас видоизменяется в сторону персонификации материала и заданий. В идеале учебный контент должен быть таким же адаптивным под каждого человека, как контент видеохостинга адаптируется под интересы и отклики пользователя.

В случае, если будет усиливаться тренд на персонализацию образовательной траектории, то ожидаемо, что оценка прогресса может варьироваться в зависимости от особенностей психотипа, изучаемых технологий, подразделения и вида компании, в которой проходит обучение.

Роль преподавателя определенного трансформируется. Сегодня под каждый вид учебных событий можно подстроить роли: лектор может делиться знаниями без прямого контакта с аудиторией, куратор задает вектор движения ученику и проверяет прогресс, фасилитатор регулирует работу в группе и модерирует обсуждения, тьютор проверяет на наличие ошибок и корректирует траекторию, а ментор мотивирует в практическом плане. Сегодня однозначно мало быть преподавателем в классическом понимании.

Самообразование всегда идет в плюс любому человеку. Другое дело, что само по себе посещение, например, конференции не должно быть самоцелью, так как еще не гарантирует, что участник конференции слушал и понял все. А даже если и понял, то нет гарантии, что может все услышанное реализовать на практике и с тем же результатом, которым делились на выступлениях. Работодатели все-таки больше ценят реальный опыт, навыки, в том числе гибкие. А если сотрудник пытлив и занимается самообразованием - это бонус.

Сейчас существует много микро-курсов в мессенджерах, умные боты, которые могут тренировать какой-то микро-навык, образовательные марафоны в социальных сетях. Я думаю, что они будут и дальше пользоваться популярностью, потому что из-за нехватки времени у современного человека повышается запрос на микро-дозы образовательного контента, пока он едет в дороге, сидит в очереди и так далее :) Социальные сети могут помочь с откликом на такой запрос - предоставлять образовательный контент в формате bite-sized по первому требованию.

Обучение в рамках комьюнити будет не только актуальным, но и необходимым. Комьюнити помогает выработать общие правила, нормы и стандарты, которые новичкам в профессии помогают иметь ориентир для развития и роста. В творческих профессиях чаще бывают случаи, когда человек самоучка, который благодаря таланту и усилиям развил свои выдающиеся навыки. Но в ситуации, когда технологии и мир меняются постоянно, для более быстрого прогресса и развития просто необходима связь с профессиональным сообществом, чтобы не было тратить время на ошибки которые кто-то уже совершил до тебя.

Думаю, что на вариативность и специализацию курсов будет влиять рынок технологий и сами компании, выдвигая требования к специалистам. Тренды в данном случае могут быть полярными: с одной стороны, в небольших компаниях может наблюдаться спрос на универсалов, которые умеют сразу все, а с другой - в крупных корпорациях будет стремление поощрять узкую специализацию сотрудников.