iTechArt logo

Иммерсивный подход и работа в agile-командах: экспериментальный формат курса для JS разработчиков в Students Lab

Students Lab

Вот уже 9 лет образовательная платформа Students Lab ежегодно даёт возможность погрузиться в IT-профессии сотням стажеров. Учебные планы пересматриваются постоянно – в соответствии с духом времени и реальными запросами отрасли.

Занятные изменения произошли в этом сезоне и в направлении JavaScript: по инициативе 1-го юнита iTechArt JS-лаба впервые опробует экспериментальный иммерсивный формат. Участникам измененной программы в начале сентября выпадет возможность не только обучиться JavaScript, но и «пощупать» другие специализации. Что ждет на курсе «новобранцев» и почему не стоит затягивать с подачей заявки на ближайший набор (он, к слову, в самом разгаре) – об этом лучше всего знают непосредственные авторы учебной программы и будущие менторы. Им и предоставим слово.

Наши собеседники
Некрасов_Антон.jpg

Антон Некрасов

Group Manager iTechArt

В IT-сфере с 2010 года, с 2013 года занимается преподаванием. Один из инициаторов обновленного формата JS-лабы.

Зюсько_Кирилл.jpg

Кирилл Зюсько

Lead Software Engineer iTechArt

Начинал как фулстек-разработчик, затем перешёл в мобильную разработку. Специализируется в разработке кроссплатформенных приложений с использованием фреймворка React Native.

Сорокина_Анна.jpg

Анна Сорокина

Lead Software Engineer iTechArt

Начала свою карьеру в компании, не имея опыта коммерческой разработки, сразу после успешного прохождения лабы по Java. Будучи в iTechArt, освоила JavaScript и буквально за несколько лет доросла до позиции Senior Fullstack JS developer.

Бондаренко Сергей.jpg

Сергей Бондаренко

Software Engineer iTechArt

В IT-сфере более 7 лет. Начинал профессиональный путь как support engineer / system administrator. Специализируется на внедрении подходов Infrastructure-as-Code, CI/CD, Disaster recovery. Сейчас работает с Azure Cloud.

Что побудило обновить учебную программу и внести в формат обучения иммерсивный подход?

АНТОН НЕКРАСОВ: JS-курсов в стране много, и мы хотели выделить свою лабу среди схожих по теме обучений. Оснований для этого предостаточно: в этом направлении у iTechArt уже накопилась серьезная экспертиза. Изначально рассматривали вариант авторских курсов, но после долгих раздумий решили не замыкаться на этом формате, а сделать коллаборацию с другими подразделениями, тем самым предложив будущим стажерам более основательный опыт. Так родилась идея стажировки, где люди смогут получить полноценную «боевую подготовку» в условно «закрытом центре разработки». 

Что это значит на практике?

АНТОН НЕКРАСОВ: Изначально стажеры будут проходить модуль, в котором освоят базовые темы разработки ПО на JavaScript. Большинство лекций на этом этапе будет закрепляться индивидуальными заданиями. 

После прохождения общей части слушатели переходят к продвинутому курсу, в ходе которого смогут сконцентрироваться на выбранной роли (JS fullstack, React Native, DevOps). Этот этап подразумевает работу над масштабным групповым проектом, где слушатели будут разбиваться на agile-команды, способные самостоятельно обеспечить весь жизненный цикл создания продукта: работу над клиентской и серверной частями, проектирование базы данных, разработку мобильного приложения, создание инфраструктуры для разработки, тестирования, релиза и мониторинга.

По итогам курса, слушатель будет иметь опыт работы, максимально приближенной к реальной коммерческой разработке, а также набор знаний, достаточный для уверенного старта своей карьеры в IT. 

Стажировка будет проходить оффлайн или онлайн? Сколько стажёров смогут обучаться в ближайшем наборе?

АНТОН НЕКРАСОВ: Будем исходить из складывающейся эпидемиологической обстановки. В целом, 2020 год научил нас работать и онлайн, это вполне удобно, например, для лекционной части. Возможно, будем использовать гибридный формат – часть занятий онлайн, часть занятий оффлайн.

Новый подход позволит обучаться в лабе одновременно 20-ти стажерам. При этом каждому из них будет назначен ментор.

Давайте познакомим читателей с частью нашей менторской дрим тим. Кирилл, Аня, Сергей – расскажите, за что вы будете отвечать в рамках будущей JS-лабы? 

КИРИЛЛ ЗЮСЬКО: Я буду читать лекции по анимациям, безопасности и тестированию приложений. Также составлял/помогал составлять весь список тем, которые будут читаться в лабе.

АННА СОРОКИНА: В целом в рамках проекта Students Lab я веду лекции, периодически менторю ребят как во время лабы, так и уже после устройства в компанию. В этой лабе буду читать лекции по React/Redux и лекцию по Docker.

СЕРГЕЙ БОНДАРЕНКО: Буду задействован в проверке домашних заданий стажёров по темам, связанным с DevOps.

Как давно вы менторите? Что вас побудило обучать других?

КИРИЛЛ ЗЮСЬКО: Читаю лекции и менторю чуть менее трёх лет. Мой собственный опыт учебы в университете был не самым вдохновляющим: в 80% случаев мы учили очень много старых технологий и разбирались с этим самостоятельно. Из-за этого многие могут разочароваться в профессии. Поэтому отчасти желание стать лектором было связано с тем, что я хотел для будущего поколения студентов лучшей участи :)

К слову, я сам попал iTechArt после курсов, и, в отличие от университетского бэкграунда, обучение в компании мне очень понравилось. Как только появилась возможность самому прочитать лекции, сразу решил «вступить в клуб» :)

И ещё, по личному опыту, если хочешь глубоко разобраться в теме, то нужно начать обучать людей. Тогда станешь экспертом :D

СЕРГЕЙ БОНДАРЕНКО: Это не первый мой опыт менторинга, но первый в направлении DevOps. Мне нравится передавать знания и видеть результат успешной работы.

АННА СОРОКИНА: Когда-то я пришла в iTechArt на собеседование, чтобы попасть в Java Students Lab, и собственно, успешно это собеседование прошла. Да-да, я не опечаталась, это была Java лаба, а JavaScript я на тот момент даже не знала и никогда бы даже не подумала, что со временем стану Senior Fullstack JS developer. Но это всё было потом, а сначала было 4 месяца курсов, и вот оно, первое в жизни предложение о работе. 

Скажу сразу, было тяжело. Я очень ответственный человек, поэтому вопроса о том чтобы прогуливать университет даже не стояло. Так что время курсов, а потом и первый год работы были очень насыщенными. Но было круто, я прямо чувствовала экспоненциальный рост моих знаний. Этот год дал мне больше, чем 4 предыдущих года в университете. Университет, конечно, дал много базовых знаний, но в iTechArt это перешло в реальный практический опыт.

Во время курсов мне очень понравились наши преподаватели, и мне так хотелось быть похожей на них, что, не успев устроиться на работу, я уже стала расспрашивать, как мне тоже стать как они. Сначала я долго тренировалась на своих коллегах: искала интересные темы, готовила доклады, училась не волноваться во время выступления и не теряться, отвечая на вопросы после выступления. На самом деле, даже сейчас с моим опытом подготовка лекции может занимать несколько месяцев, так как хочется все свои практические знания подкрепить теорией, убедиться, что они не устарели, подготовить хорошие примеры, а тогда это заняло чуть ли не пол года. Но зато я стала гуру Git-а и могу прочитать вам лекцию по нему, даже если разбудить меня среди ночи :D

Чего вы ждете от стажеров, которые придут в лабу? Что самое главное, на ваш взгляд, они получат на выходе?

КИРИЛЛ ЗЮСЬКО:  Горящих глаз и готовности много учиться. Самое главное, это знания и навыки - именно это они и получат на выходе.

СЕРГЕЙ БОНДАРЕНКО: От стажеров жду прежде всего высокой мотивации и стараний при выполнении заданий. Как результат – после прохождения лабы стажеры должны понимать, что такое DevOps, какие средства в нем используются и для чего, какая от них польза, а также получить базовые знания с одной или несколькими облачными платформами.

АННА СОРОКИНА: Во время собеседования я ожидаю от ребят уверенного знания самого языка. В случае с JS Lab – это ES5, ES6, html и css. Плюс понимание принципов чистого кода, паттернов проектирования, OOP, структур данных. Знание других технологий и фреймворков, конечно, полезно и будет в плюс, но я не стану отказывать человеку, если он не знает, например, Git, но при этом с большой вероятностью не возьму человека, знающего React, но не понимающего основ JS. На курсах мы будем рассматривать много новых технологий – не понимая основных принципов языка, студенту придется их просто заучивать, в то же время на хороший фундамент новые технологии просто наложатся и будут дополнять друг друга.