шапка_2.jpg

iOS разработчик из iTechArt запустил side-проект ZippyBus

08 октября 2019

В 2017 году ZippyBus попал в топ-150 белорусских стартапов. Side-проект iOS разработчика iTechArt Вадима Николаева и его команды ежедневно подсказывает расписание общественного транспорта 60 тысячам пользователей в 13 городах. Вадим рассказал о социальной значимости проекта, технологическом стэке и за какую сумму готов продать приложение.

«Проектом занимаемся в свободное от работы и семейных дел время»

4 года назад лидчане Вадим Николаев и Денис Холевинский работали системными администраторами на заводе. Вместе с Back-end разработчиком Дмитрием Прокорымом ребята придумали приложение с расписанием общественного транспорта в Лиде. Вадим признается, что инициатор проекта − его жена.

− У супруги iPhone, и она ежедневно пользуется общественным транспортом. 4 года назад мобильных приложений с расписанием движения транспорта для белорусского сегмента App Store было не так уж и много. Из небольших городов только в Новополоцке было доступно расписание для iOS.

За 4 года ZippyBus расширил покрытие до 13 городов: Минск, Могилев, Брест, Гродно, Барановичи, Молодечно, Жлобин, Жодино, Пинск, Лида, Волковыск, Лунинец и Иваново. Со старта над приложением работает команда из 3 разработчиков.

− Когда добавляем новый город в приложение, оцениваем возможность автоматизировать данные с расписанием и конвертацию в нужный формат. Важно, чтобы автопарки городов своевременно вносили изменения в расписание. У нас есть волонтеры – сотрудники автопарков и обычные горожане, которые сами обновляют расписания. Дмитрий написал для них софт. Поэтому на наши внутренние серверы попадает актуальная информация даже из тех городов, где у автопарков нет сайтов.

Наша команда: руководитель проекта и Back-end разработчик Дмитрий Прокорым, Android разработчик Денис Холевинский, а я работаю над приложением для iOS. Год назад мы подключали еще одного Android разработчика Николая Андриянова.

Команда распределенная, при этом мы все родом из Лиды. C Дмитрием я учился в одном классе, с Денисом − работал на одном заводе. Сейчас мы работаем в разных городах и даже на разных континентах.

Проектом занимаемся в свободное от работы и семейных дел время. В среднем, час в день. Это дает нам возможность поработать над задачами без временных рамок, ведь на коммерческих проектах часто «маячат» лимиты по времени и технологиям. Дмитрий живет в Чикаго и из-за разницы во времени может пофиксить что-нибудь, когда мы недоступны.

«Руководство автопарков «за» работу с нами, но на местах начинаются проблемы»

Разработчик признается, что ZippyBus – социальный, а не коммерческий проект.

− К сожалению, из-за окупаемости проекта белорусский рынок игнорируют многие сервисы. Мы не ставим цель заработать. Когда проект только зарождался, мы держали в уме возможность масштабирования, но сейчас социальная составляющая увеличивается с добавлением в сервис каждого нового города. Растет ответственность перед пользователями. Приятно, что мы упрощаем жизнь пассажирам общественного транспорта.

Добавить расписание транспорта в приложение не так просто. Не у всех городов на сайте доступны электронные версии расписания, а если доступны, то в разных форматах. В каждый автопарк ребята пишут запрос.

− Руководство автопарков чаще всего «за» работу с нами, но на местах начинаются проблемы. Наши запросы игнорируют. В одном из городов мне сказали: «Все расписание на бумажных носителях, и оцифровывать никто для нас не будет». Я сел и составил электронный вариант за несколько вечеров. Теперь у нас это один из самых активных городов. Через 2 года автопарк обратился к нам сам.

Команда работает над тем, чтобы приложение функционировало на старых версиях Android и было интуитивно понятным для пользователей. Разработчик рассказал о технологическом стеке приложения.

− iOS приложение пишу на Swift (сейчас 5.1), Android – на Java. Back-end и Front-end − на .NET Core. Для хранения данных используем Amazon S3. Кстати, Amazon оценил социальную направленность проекта и предоставил тысячу долларов для оплаты их сервисов.

У нас собственный сервер, где «хостится» Gitlab − отличное место для оттачивания навыков Continuous Integration/Continuous Delivery. Для работы с нотификациями используем Firebase Cloud Messaging. В городах, где есть геопозиции остановок в свободном доступе, мы добавили карты от Mapbox. Дмитрий разработал WebAPI для нашего сервиса, и несколько сайтов им пользуются. Кроме этого, я написал чат-ботов для Telegram и Viber на Python. Сейчас они в процессе тестирования.

«Мы в любой момент можем поставить развитие проекта на паузу, и качество не пострадает»

В интервью Dev.by Вадим говорил, что side-проект – это полигон, на котором можно попробовать себя в любой из позиций и ролей.

− Во-первых, на этом полигоне можно бесплатно прокачать управленческие качества и перенести полученный опыт на основную работу и команду. Это наименее болезненный вариант и для тебя, и для компании. Софт-скилы чрезвычайно важны и без них очень непросто двигаться вперед.

Во-вторых, side-проект – это возможность освоить новые технологии и получить знания, которые могут пригодиться на основной работе, при этом работодатель не вкладывает никаких финансовых средств. Это выгодно разработчику и компании.

В-третьих, ZippyBus – это приятное хобби.

Вадиму и команде не нравится, когда их проект называют стартапом.

− Стартап ставит задачу монетизировать уникальную (или не очень) идею и ищет источники для этого. Это непрерывный процесс. Мы же просто занимаемся тем, что нам нравится, и в любой момент можем поставить развитие проекта на паузу. При этом качество не пострадает – сейчас выстроен процесс, когда сервис работает, а аудитория растет. По данным Firebase Analytics, у нас порядка 60 тысяч пользователей в сутки.

«Мы готовы рассмотреть продажу сервиса только после командного решения»

Side-проекты – нормальное явление в белорусском IT, но идеи порой так и остаются идеями. Девелоперам не хватает времени, сил или команды, чтобы реализовать задуманное.

− Общаясь с разработчиками, часто слышу, что есть проекты, которые «лежат в столе» и ребята хотят довести их до идеала. Время уходит, и проект становится неактуальным. Это обидно, ведь разработчик потратил силы, время, но в релиз проект не ушел. Иногда концепт стоит выложить лишь для того, чтобы получить обратную связь и, возможно, что-то изменить. Кроме этого, у каждого разработчика свои увлечения и не всегда есть время на личные проекты.

Считаю, что наличие команды – важный фактор. Бывает, что ты эмоционально выгораешь и необходимо, чтобы ребята тебя поддержали. В нашей команде каждый готов подставить плечо в такие моменты. В одиночку такие ситуации преодолеть тяжелее. Мы начали с Лиды, и сейчас приложение покрывает 13 городов, и это не предел. Мы присматриваемся к России, Украине и Ирану.

Разработчик не исключает, что может продать проект, если предложат сумму, которая устроит всю команду.

− Начиная работу над сервисом 4 года назад, никто не думал, что у нас будет 60 тысяч пользователей в сутки. Мы освоили серьезный объем знаний и получили ценный опыт. После публикации на Dev.by с нами связывались из 3 известных компаний с предложением сотрудничества на белорусском рынке. Посмотрим, что из этого получится. Конкретных сумм не предлагали. Мы готовы рассмотреть продажу сервиса только после командного решения. Из факторов − наша дальнейшая роль в развитии сервиса, перспективы проекта и, конечно же, итоговая сумма.

фото Dev.by

1039
Стань частью нашей команды