iTechArt logo

Большая игра: как развивается gamedev-подразделение iTechArt

Development & QA

iTechArt широко известен работой с быстрорастущими технологическими компаниями. Но в нашем портфолио можно найти не только стартапы – относительно недавно открытое gamedev-направление вовсю набирает обороты. 

Нам удалось найти окно в плотном графике Александра Бондаренко, Group Manager U4.Solutions.Gamedev, чтобы обсудить аутсорсинг разработку игр, компетенции gamedev-разработчиков и планы компании по развитию игрового направления.

Наш собеседник
Бондаренко Александр.jpg

Александр Бондаренко

Group Manager U4.Solutions.Gamedev iTechArt

Свыше 10 лет опыта в gamedev как в продуктовых, так и в аутсорс-компаниях. Руководит командой из 15 специалистов и прямо сейчас активно расширяет штат.

Расскажи, пожалуйста, о себе. Как давно ты работаешь в гейм-индустрии, с чего ты начинал и почему выбрал для профессионального развития именно эту область?

У меня не было мечты попасть конкретно в эту сферу. По образованию я физик-инженер, системный аналитик. После университета по распределению работал системным администратором, в какой-то момент решил поискать что-то более интересное – в итоге оказался в отделе технической поддержки пользователей в крупной продуктовой игровой компании. 

Затем перешел в другую геймдев-компанию, уже на позицию проджект-менеджера, после работал в аутсорсинговых компаниях и в одной французской студии, которая открывала представительство в нашей стране (к сожалению, офис этой студии уже прекратил своё существование в Беларуси). 

Был и период, когда я ушёл из геймдева и некоторое время работал в аутсорсинговой компании. Но всё же вернулся: геймдев для меня как родной дом :) Мало того, что эта сфера активно развивается, но в ней ещё и много креатива, которого зачастую недостаёт PM. 

Как ты пришёл в iTechArt? Чем занимаешься на позиции Group Manager?

В какой-то момент меня нашёл Сергей Гер, директор департамента, мы с ним пообщались, нашли точки соприкосновения и начали работу. Предложение Сергея возглавить новое направление в iTechArt как раз попало на моё желание роста и вновь зародившиеся профессиональные амбиции. 

Сейчас основная часть моей работы – формирование пула специалистов в группу. Хотим собрать такую команду, которая позволит качественно выполнять большое количество проектов. Конечно, в связи с этой задачей происходит большая работа с рекрутментом: для многих рекрутеров это направление новое и, например, по креативным позициям им не сразу легко понять, что это за специалист и как оценить его компетенции. Стараюсь вводить в курс дела и как можно подробнее рассказывать.

Также много сотрудничаю с bizdev департаментом: присоединяюсь к обсуждениям с заказчиками, чтобы получить максимально эффективный диалог, зацепить клиента нашими идеями и возможностями.

В iTechArt геймдев подразделение появилось совсем недавно. Насколько вообще типична ситуация, когда аутсорс-компания открывает gamedev-подразделение? 

На самом деле у нас куда больше аутсорсинговых геймдев компаний, чем продуктовых. Случается, что, получив инвестиции/грант, продуктовая компания «растворяется», буквально в течение года, потому что проект оказывается на рынке неуспешным. Да, есть у нас и крупные известные игроки, хотя о каких-то новых продуктах в последнее время практически не слышно.

Кстати, один из вариантов развития продуктовой компании – приобрести небольшую аутсорсинговую компанию, чтобы расширить таким образом штат. 

В чем, на твой взгляд, преимущества аутсорс-компании перед продуктовой, для которой игры – основное направление деятельности?

В продуктовой компании чаще всего происходит так: готовишь проект к релизу, релизишь его и далее уже только выпускаешь обновления. И в итоге однообразие задач может вызвать усталость. Также продуктовые компании нередко находятся в какой-то одной нише жанра – например, гиперказуалках, фермоподобных играх и т.п. 

Александр Бондаренко, Group Manager U4.Solutions.Gamedev iTechArt

В этом плане в аутсорсинге куда большее разнообразие проектов: можно одновременно находиться в нескольких нишах, как то в мобильных играх, играх на Playstation; гиперказуалках, стратегиях, шутерах и т.п.

Возможно, для кого-то это станет откровением, но продуктовые компании тоже аутсорсят. Как правило, сторонним компаниям поручают какие-то нетривиальные задачи, могут передаваться вещи типа концептирования персонажей. Это делается для того, чтобы получить незамыленный взгляд и свежие идеи, которые можно потом отдать своим специалистам в реализацию. 

Часто бывает и такое, что для воплощения какой-то технической части не хватает опыта. Зачем на полгода нанимать человека, а потом не знать, куда его деть? Вот продуктовая компания и ищет сторонних исполнителей, с которыми можно договориться на определенную цену на конкретные сроки и получить какие-то гарантии выполнения задачи.

Также в изготовлении большого количества контента для крупных проектов часто привлекают аутсорсинг. Продуктовые компании не всегда успевают расти по кадрам и им необходима слаженная команда для проекта - и идут к аутсорсерам.

В какие игры ты посоветуешь играть тем, кто хочет попасть по ту сторону монитора, т.е. стать разработчиком? 

Всегда на собеседованиях у ребят спрашиваю, в какие игры они играют и какие у них любимые игровые жанры. Если человек говорит мне, что он не играет в игры, в 90% случаев я как Станиславский скажу: «Не верю!» :)

И потом оказывается, что человек играет в Match 3, просто стеснялся про это сказать. Как по мне: я не делю игры на «мужские» и «девчачие». Честно скажу: я создавал фермы, я в них играл и играю, и я не считаю эту категорию игр уделом исключительно женской аудитории. Всё условно. Например, в моей команде есть 3D-художница. Играет в Counter-Strike и уделывает парней только в путь :) В то же время есть парни, которые играют в Match 3. Всё это личные предпочтения.

Александр Бондаренко, Group Manager U4.Solutions.Gamedev iTechArt

В геймдеве в принципе самое хорошее – постоянно играть :) Если ты играешь сам, то ты на пике новых идей и технологий, и пытаешься сделать лучше, чем сделали до тебя конкуренты.

Какие виды iTechArt имеет на игровую индустрию?

Хотя мы и ориентированы на аутсорсинг, стараемся подбирать клиентов именно на project-based контракты, чтобы изготовление финального продукта от начала до конца было на нашей стороне. В этом случае мы контактируем с заказчикам, обсуждаем идеи и концепции на уровне стандартной работы продуктовой компании: когда есть владелец идеи, который курирует старт разработки и ключевые линии в игре, а мы уже реализовываем функционал вокруг заданных линий.

Наши художники прекрасно справляются с задачами по изготовлению контента – как персонажей, так и объектов окружения. Также среди наших направлений – AR и VR, можем и умеем делать какие-либо прикладные, образовательные приложения. 

Безусловно, есть и ряд других планов, но об этом в будущих интервью :)

Кого мы сейчас ищем к себе к gamedev-команду?

АЛЕКСАНДР БОНДАРЕНКО: Всегда открыты к приему разработчиков в Unity, также активно развиваем сейчас направление Unreal Engine. Будем рады и специалистам по 3D-арту.

Что нужно знать начинающим разработчикам, чтобы быстрее найти работу в gamedev?

Если говорить про Unity-движок, то обязательно знать C#. Unreal engine – более сложный и масштабный движок, там нужен C++. Увы, по наблюдениям, сейчас ребята всё меньше и меньше любят C++ :) Стараются в основном идти к более высокоуровневым языкам.

И, пожалуй, самая болезненная точка геймдев-разработчиков – это английский язык. Те, кто работает на продуктовых компаниях, зачастую знают язык слабее. При работе в аутсорс-компаниях, в частности, на project-based проектах всё же периодически требуется контактировать с заказчиком. Особенно это важно в креативной части, когда идёт обсуждение идей. А значит, и английский нужен повыше – как минимум уверенный pre intermediate +.

Планируются ли стажировки в вашей группе?

 У нас уже набрана первая группа стажеров на Unity, следующая по плану – 3D-art или геймдизайн, но поскольку в геймдизайне много направленностей, еще будем думать, по какой специализации привлекать стажёров.

Gamedev сегодня – это… ?

Крупнорастущая отрасль с огромными оборотами в миллиарды долларов. Спрос на которую однозначно будет постоянно расти. Людям нужны как простые, так и высококачественные, редко выходящие игры. Как онлайн, так и мобильные, коробочные версии.

Каким ты видишь будущее индустрии на ближайшие 5 лет?

Исключительно рост. И можно сказать точно: разработчикам в gamedev точно не придётся скучать. К сожалению, говоря о реальной жизни, в том числе и из-за пандемии, количество замкнутых интровертов (не в обиду интровертам, т.к. я сам один из них) растет, и люди начинают играть больше. Многие игры ввели частичку социализации – чаты, командное взаимодействие, и на это есть большой спрос. Конечно, мы не сравнимся с азиатскими странами, когда люди могут сутками не выходить из игры. Но это совсем другая история :)