iTechArt logo

Кто такой ментор и для чего он IT-специалисту

Development & QA

Не секрет, что скорость развития технологий растет в геометрической прогрессии. Из-за этого университетские программы, особенно в IT-вузах, устаревают быстрее, чем студенты их осваивают. Как молодым специалистам не испытать шок, столкнувшись с реальными проектами? На помощь начинающим айтишникам приходят менторы – опытные наставники-практики, которые помогут быстро освоиться в профессии или новой компании.

В iTechArt система менторинга охватывает все департаменты. Как она устроена и почему именно с ментором можно гораздо быстрее адаптироваться и добиться нужных результатов? Рассмотрим эти вопросы вместе с нашей командой.

Наши собеседники
Наталья Атоян.png

Наталья Атоян

Training Specialist iTechArt

Считает важным тот факт, что ментор олицетворяет собой определенную ролевую модель, а от его поведения может зависеть то, как стажёр впоследствии будет выстраивать карьеру.

Татьяна Ермалинская.jpg

Татьяна Ермалинская

Head of Internship Group iTechArt

Знает наверняка, что менторами движет исключительно нематериальная мотивация – развивать софт-скиллы и управленческие задатки или держать себя в тонусе.

Дмитрий Запруцкий.jpg

Дмитрий Запруцкий

Team Manager iTechArt

Впервые попробовал себя в роли ментора в 2016-м. Считает, что менторство под силу каждому, но для этого придётся упорно поработать.

Ментор – то же самое, что и куратор? 

Менторами в iTechArt становятся сотрудники, которые участвуют в программах Students Lab (курсы для студентов), а также те, кто обучает новых сотрудников как своего департамента, так и компании в целом.

– Не стоит путать слова «ментор» и «куратор», – поясняет Наталья Атоян, Training Specialist, которая занимается образовательными проектами iTechArt. –В университетской практике есть понятие «куратор». Это своего рода староста, один на всех, который отвечает за организационные вопросы адаптации первокурсников. Ментор же сопровождает одного конкретного новичка или небольшую группу, помогает не только адаптироваться, но и выстроить коммуникации с коллегами и заказчиками, посвящает в тонкости организационной структуры компании. Новичками, кстати, в этом контексте считаем не только студентов, но и тех, кто перешел работать из другой компании.

Наталья Атоян, Training Specialist

Основной функционал менторов – практическое обучение. Они ставят задачи, оценивают их выполнение, помогают со сложными кейсами, дают развивающую обратную связь.

Учить тех, кто учит: как готовят менторов в iTechArt 

В основном тренинги для наставников посвящены тому, как правильно разъяснять информацию. Менторы должны уметь эффективно обучать взрослых. Им дают  инструменты оценки менти, учат ораторскому мастерству и другим коммуникативным навыкам. Для этого, как правило, привлекаются сторонние эксперты, а ещё используются собственные наработки компании – видеокурс, вебинары, Q&A-сессии. Но сами менторы тоже любят делиться опытом друг с другом. 

Интересная особенность менторинга в iTechArt – отсутствие единого регламента подготовки тренеров. Как это возможно?

– Каждый департамент выстраивает программу «под себя», – уточняет Наталья. – Какие инструменты в итоге использовать и как выстраивать коммуникации со стажёрами, решает сам ментор. В то же время, у всех департаментов есть общие цели и принципы оценки менти. 

Наставник помогает стать менти самостоятельным сотрудником, чтобы тот мог выполнять задачи и решать возникающие вопросы без сторонней поддержки. Во время стажировки – как правило, 2-3 месяца – менторы оперативно реагируют на вопросы обучающихся, а также дают обратную связь по итогам выполнения задачи. Обратная связь помогает стажерам понять, какие знания им нужно подтянуть на данном этапе. Тем не менее, и после окончания периода менторинга наставники готовы помочь своим стажерам в сложных ситуациях.

Примечателен тот факт, что для многих обучающихся ментор олицетворяет собой определенную ролевую модель. Очень часто менти перенимают модель поведения своего наставника и в дальнейшем используют в своей работе.Т.е. от поведения ментора может зависеть то, как стажёр впоследствии будет выстраивать карьеру и коммуникацию с коллегами в IT. 

Татьяна Ермалинская, Head of Internship Group, отмечает, что проблем с поиском новых менторов нет, а команда тренеров с каждым годом растёт.

Татьяна Ермалинская, Head of Internship

Часто наши ребята сами высказывают желание делиться знаниями. И наша задача только дать им структуру. Эффективность работы ментора оцениваем по обратной связи от стажеров и непосредственным результатам учеников.

Менторами не рождаются? Что кроме мотивации требуют от «играющих тренеров»

Дмитрий Запруцкий в iTechArt занимает позицию Team Manager. Он не понаслышке знает, каково быть стажёром, однако примерял на себя и роль ментора.

 – В далёком 2012 году к нам в университет на поточную лекцию пришли представители компании. После их выступления предлагалось заполнить анкету, что я и сделал. Мне позвонили и позвали на письменный тест, затем и на устное собеседование. Так я попал в Students Lab, в одну из первых программ. Моим ментором был Михаил Аксенчик (прим. в данный момент Department Manager одного из юнитов компании). Ему удалось создать такую атмосферу, в которой было приятно изучать новое и показывать результат. Лаба прошла легко, на тот момент я всё свое время посвящал занятиям. И результат не заставил долго ждать, уже через 2 недели мне сделали джоб оффер :)

Лично я убежден, что можно научиться быть ментором. Главное – правильно поставленная цель и работа над ее достижением. Амплуа ментора я впервые примерил на себя в 2016-м. Поступило соответствующее предложение от моего менеджера, да и мне хотелось делиться знаниями с менее опытными ребятами и также прокачать навыки обучения.

В то время проходила лаба по направлению JS/AngularJS. Был период, когда на обучении у меня было 3 человека. Тогда активно практиковали командную работу и писали общий проект на Лабе. В общей сложности я подготовил и выпустил 5 стажеров.

По мнению Татьяны, потенциальному ментору неплохо иметь базовые коммуникативные компетенции, но ключевым фактором успеха всё же выступает личная мотивация.

– Безусловно, легче наставничество дается тем, кто имеет уверенные коммуникативные навыки и умение объяснять сложные вещи понятным языком. Но важно, чтобы будущий ментор хотел передавать знания и умения:) Как это делать, мы научим и подскажем. 

С этим согласна и Наталья. Однако помимо мотивации она выделяет ещё и профессиональный опыт, ведь по сути ментор – это «играющий тренер». 

– Наши ребята-тренеры – те, кто имеет определенный опыт в работе. Мы стремимся научить менторов выстраивать коммуникации с менти так, чтобы у них сложились доверительные отношения. Вопрос личной мотивации тренеров проговариваем на каждом вебинаре. Как правило, ответы схожи – желание обучать, видеть в своей команде крутых специалистов. Одни через менторинг развивают свои софт скиллы, управленческие задатки. Другие таким образом «держат себя в тонусе» – приходится перечитывать какие-то материалы, освежать и по-новому структурировать информацию.

«Мы выбираем, нас выбирают…». Как подбирается пара «ментор-менти»

Наталья рассказала, что особых способов подбора пар «ментор-менти» в компании не предусмотрено. Более того, менторов обучают таким образом, чтобы они могли найти подход к каждому менти.

– Случается, что менторы участвуют в процессе собеседований стажеров. В такой ситуации они заранее знакомятся с кандидатами и могут высказать пожелания о том, что хотели бы работать с конкретным человеком. Но чаще всего, когда мы открываем набор по какому-либо направлению в Students Lab, есть определенный перечень задач и есть менторы, которые готовы обучать. И наши менторы на самом деле стараются найти подход к каждому человеку, а если стажёры, в свою очередь, замотивированы на обучение, то и у них не возникает каких-либо проблем с менторами.

Дмитрий сейчас и сам участвует в процессе назначения менторов.

Дмитрий Запруцкий, Team Manager

Хороший ментор должен уметь найти индивидуальный подход к каждому обучаемому. При назначении ментора в первую очередь смотрю на проактивность и на опыт, и если у сотрудника есть возможность и желание менторить, то всегда предлагаю.

Со слов Татьяны, в компании пока не было примеров, чтобы студенты или новички целенаправленно просились к определенному ментору из нашей команды. – Но думаю, что "сарафанное радио" среди студентов существует :)

В этом убеждён и Дмитрий: – Такое может быть. Сейчас у начинающих разработчиков хорошо налажен контакт друг с другом.

Все наши собеседники сходятся во мнении, что менторинг полезен в любой IT-специальности. 

– Малоопытному специалисту сложно за короткий период качественно освоить специальность, – говорит Дмитрий. 

Наталья добавляет: – Если есть ментор, который направляет, обучает, даёт в сжатом виде полезную и нужную информацию, специалист гораздо быстрее продвинется. Можно учить что-то самостоятельно, но на это уйдёт гораздо больше времени. При этом человек спотыкается, иногда не чувствуя ошибки.