Разбираем азы ещё одной перспективной нетехнической IT-специальности – Project Manager.
Позиция «продакт менеджер» занимает почетное 3-е место в рейтинге 50-ти наиболее популярных работ в Америке по мнению Glassdoor. Впрочем, и в наших широтах эта профессия привлекает достаточно много внимания как со стороны соискателей, так и со стороны нанимающих компаний – в России, например, число вакансий по этому профилю ежегодно растет на 14%.
Так чем же хороша профессия продакт менеджера и как попасть в ряды счастливчиков, которые занимаются менеджментом веб-продуктов? Разбираемся вместе с Денисом Кривицким, PM iTechArt.
Продакт менеджер в двух словах – что это за специалист?
Самый главный человек для продукта. Это и CEO, и визионер, и продюсер, и маркетолог, и самый главный стейкхолдер. Она либо Он – это хранитель ответов на вопросы «Почему?», «Зачем?», «Для Кого?».
Зачем нужен продакт менеджер на проекте? Какую роль он играет в компании? Чем конкретно занимается продакт менеджер в ИТ? И чем занимаются продакты в аутсорсинговых компаниях?
Необходимость в продакт менеджере зависит от уровня развития продукта и компании, его выпускающей. Чаще всего данная роль усиливает фокус на развитии конкретного продукта в линейке либо отдельного важного направления (например, платежная система, интегрированная с продуктом) либо фичи (например, аккаунт пользователя и все, что с ним связано).
Собственно, данный человек должен знать свой продукт лучше всех в компании, понимать потребности пользователей и выстраивать уникальные selling points для рынка – поэтому роль очень ответственная.
Денис Кривицкий, PM iTechArt
Успех или неуспех после выхода либо обновления продукта, положительный фидбек пользователей либо хейт – это все прилетает данному сотруднику.
Отслеживание аналитики, анализ конкурентов, проведение A/B тестирования, анкетирование и интервью, локализация и выход на новые рынки, подготовка и утверждение маркетинговых ассетов и текстовых копий для маркетплейсов и лендингов – задачи продукт менеджера могут меняться в зависимости от фазы разработки проекта.
В IT аутсорсе стороннего продакт менеджера компании нанимают в случае отсутствия экспертизы при создании либо изобретении новой версии веб либо мобильного приложения. Такой человек курирует все фазы разработки – от дискавери до выхода в продакшен. Отслеживает первоначальный фидбек, создает и корректирует роадмап проекта. Отвечает на вопросы дизайнеров, разработчиков, тестирования и заказчиков. Зоны ответственности пересекаются с UI/UX дизайнером, бизнес-аналитиком, проектным менеджером и руководителем тестирования. Обязательны митинги с представителями маркетинга и руководством.
Какие бывают разновидности продакт менеджеров (если бывают)?
Мне импонирует разделение по уровню понимания доменной области того или иного бизнеса. Топовых специалистов, таких суперзвезд, которые могут с нуля придумать либо перевести оффлайн бизнес в цифровой мир, на рынке крайне мало. А сложившемуся продукт менеджеру бывает сложно переключиться на «неродной» рынок либо сходу разобраться и найти точки роста. Довольно часто можно заметить разделение менеджеров по фундаменту знаний – либо большее понимание процессов разработки и технических аспектов либо владение маркетинговыми инструментами и анализом данных.
Какое образование нужно продакт менеджеру? Что нужно знать джуниору на этой позиции?
В первую очередь, востребованы навыки бизнес-анализа, понимание UX, юзер-флоу и сценариев тестирования. Продакт менеджер вполне может «вырасти» из дизайнера, специалиста по качеству, маркетолога.
Что должен уметь менеджер по продукту? Какими навыками (soft и hard skills) он должен обладать?
Понимать аудиторию продукта и ее потребности. Продуктовый менеджер – это и самый капризный пользователь, и главный фанат своего продукта, который либо продавливает свой визионерский взгляд на вещи, либо руководствуется анализом поведения пользователей и рыночным трендом. К слову, оба подхода имеют как свои риски, так и позитивные моменты.
Денис Кривицкий, PM iTechArt
Must have – знание конкретного домена либо смежной области. Например, функционал условного мессенджера может быть востребован в разработке платформы для телемедицины или трекера здоровья, где необходим контакт с лечащим врачом.
Ну и без коммуникативных навыков просто не получится взаимодействовать со специалистами из разных команд: разработки, тестирование, дизайна и маркетинга.
Основные задачи и обязанности продакт менеджера – какие они?
- Экспериментировать с product/market fit, то есть найти такие особенности продукта, которые обеспечат его жизнеспособность. Оптимизировать решение под рынок либо сегмент аудитории.
- Анализировать поведение пользователей.
- Планировать выход продукта под индустриальные и календарные события.
- Следить за качеством продукта и фидбеком пользователей.
- Участвовать в цикле разработки продукта и улучшении цепочки продаж.
Как оценивается эффективность работы продакт-менеджера?
Достижение продуктом определенных показателей. Успешный выход на рынок, рост прибыли и пользовательской базы, цитирование в прессе и соцсетях, фидбек пользователей – все зависит от этапа развития продукта.
Чем отличается Product Owner от продакт менеджера?
Первый – точка сбора, уточнения и приоритета требований к продукту. Второй – охватывает больше вопросов с точки зрения развития бизнеса, ищет потенциальные точки роста и развития продукта, помогает с бюджетированием для усиления разных команд, которые привлекаются на разных фазах разработки.
Как понять, что ты рожден для профессии продакт менеджера?
А как понять, что ты рожден, чтобы сделать классный ремонт в квартире, построить дом или быть хорошим родителем? Наличие желания сделать – уже хорошо, но нужно попробовать сделать. В первую очередь, для себя. Проанализировать ошибки и успехи. Учиться у коллег и экспертов. Слушать и слышать. Повторить. Повторить еще раз и еще раз. И обязательно – работать на результат и гордиться достигнутым!
Какие материалы ты бы рекомендовал почитать продакт менеджерам?
Начните с этого списка, а затем загляните на ресурс vc.ru.