itechart_logo

Расчёты vs Диалог: Продвинутый подход к проектной оценке

Company News

Хорошая оценка проекта может стать главным конкурентным преимуществом IT-компании. Не верите? Дэйв Хэкер, технический директор iTechArt по региону Западное побережье, делится своей точкой зрения ниже.

Наш собеседник
Dave.Hecker.jpg

Дэйв Хэкер

CTO West Coast iTechArt

Убежден, что оценка проекта – не только расчеты, но и возможность удовлетворить потребности клиента, и IT-компании важно быть не просто исполнителем, а партнером.

Суть оценки, на первый взгляд, проста – определить, сколько часов или дней потребуется для достижения поставленной цели и сколько это будет стоить. Но оценка – это ещё и возможность удовлетворить потребности клиента.

Например, клиент озвучивает свое видение продукта. Мы просчитываем все позиции, цифра в смете получается огромной. С одной стороны, все правильно – делаем так, как хочет заказчик. Но с другой, всегда есть вероятность, что бюджет гораздо скромнее брифа. Вернее, 99,9%, что таких денег нет, а реализация озвученного займет так много времени, что едва ли этот продукт вообще когда-то выйдет на рынок. Расчёт в таком случае может напугать и заставить искать на рынке альтернативные предложения. Вместо того, чтобы сразу начинать считать, попробуйте поговорить, уточните, будет ли на данном этапе достаточно MPV и можно ли урезать «фичу», которая, как Пакман, съедает все до последнего цента.

Для начала давайте выясним для чего вообще нужна оценивать проект? Чтобы знать, сколько стоит разработка приложения? Не совсем. Всегда есть более конкретная и скрытая причина. Страх потерять деньги и разориться. Желание сравнить вашу оценку с той, что сделали конкуренты, необходимость вписаться в ограничения по бюджету и времени. А может быть, им нужна информация, которая даст чувство уверенности и контроля над ситуацией? 

Не только что, но и почему?

В конце концов, оценить мы можем только то, что знаем. Даже один правильный вопрос убережет от завышенной или заниженной оценки и поможет попасть в ожидания клиента. 

Представьте, вас просят создать приложение, в котором не будет ни одного бага... Утопия, правда? Потому что даже потратив миллион часов на тестирование, нет гарантии, что не появится новых ошибок. В такой ситуации уместно уточнить, а что конкретно понимается под фразой «полностью без багов». Не лучше ли определить критичные для проекта ошибки и сфокусироваться на них?

Или, к примеру, клиент решил, что хочет улучшить UI. Вы понимаете, что это съест большую долю бюджета. Каждое небольшое изменение потребует работы UI-дизайнера и Frontend-разработчика. Даже если у клиента есть собственный дизайнер, это все равно повлияет на бюджет. Вы можете изложить соображения клиенту и уточнить, что он имел в виду. Возможно он просто неправильно выразил мысль и будет рад, что вы помогли ему вникнуть в суть проблемы.

Анализируйте информацию до того, как приступить к расчётам. На самом первом звонке с заказчиком не бойтесь говорить, что за 250 000$ сделать приложение без багов и с идеальным UI невозможно. Поверьте, в самом начале сотрудничества это очень важно. Будьте не просто исполнителями, а партнерами.

Всегда говори «да»? Не тот случай!

Большинство команд просто делает то, о чем их просят. Но партнеры способны на большее. Они прислушиваются к опасениям клиента, выясняют его риски и конечные цели. Когда начинается работа над оценкой, они уже могут определить подводные камни, и, что самое важное, предложить решение. 

Если во время разговора вы скажете, что бюджет слишком мал, либо требования слишком велики, но затем спросите: «Как бы вы хотели поступить?» – у заказчика возникнет чувство партнерства. Задавайте сложные вопросы, так поступают те, кому не все равно.

Используйте Top-down подход

Допустим, вы приходите покупать машину, видите неплохую на стенде и спрашиваете консультанта, сколько она стоит. Консультант приглашает вас в офис, рассказывает детали гарантии, нахваливает кондиционер и все такое. Так вы проводите час и наконец узнаете цену. А цена слишком высока, вы столько тратить не планировали. В итоге вы впустую убили час, чего можно было избежать, если бы консультант сразу назвал ценовую вилку.

Поэтому если у вас по Zoom или Skype просят дать оценку, дайте ее. Да, вы не знаете многих деталей – так что просто поделитесь своими мыслями. Клиент понимает, что это примерные цифры, так называемая Top-down оценка, просто широкое предположение. Не ограничивайте себя и не лишайте заказчика диалога, который он таким способом ищет. А уже на следующем этапе возьмите несколько недель, детально все обдумайте и просчитайте.

Не бойтесь изменений

По итогам оценки создается таблица со всеми цифрами. Это финальный результат. Но потом появляется что-то важное: клиент вспоминает, что нужно еще вот это определить и описать. Не страшно. Разрабатывайте новое решение, вносите в смету и заново согласовывайте сроки. 

Вам доверяют до тех пор, пока то, что вы предлагаете, кажется разумным. При этом все заказчики разные: кто-то хочет все видеть и контролировать, кто-то предпочитает, чтобы ему рассказывали, что делать. Поэтому, когда получаете новую информацию или выясняете что-то в процессе работы, говорите об этом и обновляйте график. Это позволит предлагать новые решения и демонстрировать свою экспертность вместо того, чтобы просто заверять, что все окей.