itechart_logo

Из мануального в автоматизированное тестирование: внутреннее обучение в iTechArt

Development & QA

В одном из юнитов команды завершилась лаба по одной из самых горячих тем — обучению мануальных тестировщиков автоматизации. Студентами стали тестировщики iTechArt, которым было интересно попробовать себя в кодинге. Максим Марасанов и Сергей Сенюк рассказывают о лабе и о том, на какие темы обучение планируют в будущем.

Наши собеседники
Марасанов_Максим_спикер_qa_portret.jpg

Максим Марасанов

Group Manager U4.QA.G1

Один из руководителей первой внутренней лабы по обучению мануальных тестировщиков автоматизации

Siarhei.Seniuk_спикре.png

Сергей Сенюк

Lead Quality Assurance Automation Engineer iTechArt

Куратор первой внутренней лабы по обучению мануальных тестировщиков автоматизации

Привет, Максим! Расскажи немного о себе, чем ты занимаешься?

МАКСИМ МАРАСАНОВ: Я уже более 4 лет занимаю позицию Group Manager U4.QA.G1. Мы занимаемся мануальным тестированием, автоматизацией, бизнес-анализом и проджект менеджментом. Набираем тестировщиков и бизнес-аналитиков, обучаем их, и решили провести курс, посвященный обучению мануальных тестировщиков автоматизации.

Расскажи о лабе подробнее, что стало причиной и целью запуска?

МАКСИМ МАРАСАНОВ: У многих мануальных тестировщиков есть желание заниматься не только тестированием, но и пробовать себя в кодинге. Считается, что один из самых простых способов сделать это — перейти в автоматизацию. На самом деле это не так уж и просто, нужно освоить основы программирования, ООП, принципы написания кода. Заняться этим самостоятельно сложно. Поэтому мы и организовали тренинг по обучению автоматизации для мануальных тестировщиков, у которых нет глубоких знаний.

Мы поискали желающих в нашем юните, подключили ребят из других юнитов, которые работают с нами в командах, и дали им три месяца на подготовку по составленному плану: они должны были изучить необходимые языки программирования, ООП — базовые знания. Затем в рамках двухмесячной лабы обучались тому, что делает автоматизатор. На выходе они должны были уметь полноценно выполнять работу автоматизатора на уровне Junior специалиста.

Как оцениваешь результаты? Влияет ли онлайн-формат на эффективность?

МАКСИМ МАРАСАНОВ: Мы уже полтора года работаем в онлайне, и у наших ребят проблем с перформансом не возникало. Для меня это уже вторая лаба такого рода, «стартовый набор» был плюс-минус таким же, и половина ребят сумела успешно закончить. Я считаю это более чем успешным результатом. 

По каким причинам отсеивались люди?

МАКСИМ МАРАСАНОВ: Кто-то понимал, что для полноценного участия не хватает навыков. Я уже говорил, что на входе нужно иметь базу, это не обучение с нуля. Кто-то понял, что автоматизация — не то, чем они хотели бы заниматься. То есть, попробовали, не получили результат и решили вернуться в мануальное тестирование. Ну и важно понимать, что все участники — сотрудники компании, у которых 8 часов в день проектных активностей. Не у всех получилось совмещать.

Какие дальнейшие планы? Темы, направления?

Максим Марасанов, Group Manager U4.QA.G1

Мы продолжим развивать все направления. Придерживаемся политики, что лабы — это не только для студентов, где учат основам. В ближайших планах — проводить лабы для всех уровней QA, уже есть программа для Junior и Middle специалистов, хотим их развить до уровня Senior и Lead. 

Что касается автоматизации, хотелось бы проводить специализированные лабы уже непосредственно для автоматизаторов. И в будущем, поскольку мы сейчас развиваем и бизнес-анализ, и проджект-менеджмент, также устраивать лабы и по этим направлениям.

Кто разрабатывает программы?

МАКСИМ МАРАСАНОВ: Как правило, у каждой лаборатории есть куратор. Он ведет курс и разрабатывает программу, обсуждает и утверждает ее с непосредственным руководителем. У руководителя есть понимание, что востребовано на рынке, что ищут ребята, что мы можем предоставить, а у куратор понимает техническую сторону и знает, чему мы можем и чему не можем обучить ребят в определенные сроки. У нас за всю техническую составляющую отвечал Сергей Сенюк.

Сергей, расскажи вкратце о своем опыте. 

СЕРГЕЙ СЕНЮК: В iTechArt я работаю меньше года. На прошлой работе почти 7 лет с нуля выстраивал процессы в отделе автоматизации тестирования. Занимался многим: обучением, разработкой процессов и документации, ресурсным менеджментом, проектным координированием. Участвовал в пресейлах в качестве технического специалиста, погружался в бизнес клиента и придумывал, как поставить автоматизацию, интегрировать процессы в общий воркфлоу.

Кроме того, у меня 20-летний преподавательский бэкграунд. Я курировал обучение в различных форматах: внутреннее и внешнее, курсы, индивидуальное обучение, интернатура и так далее.

Темой прошедшей лабы была «обучение мануальных тестировщиков навыкам автоматизации»? С чем связан ее выбор?

СЕРГЕЙ СЕНЮК: Это скорее не тема, а направление. Идея в том, чтобы развить сервис автоматизации тестирования. Сначала обучение, в дальнейшем квалификация — продвижение по линейке junior, middle, senior.

Сергей Сенюк, Lead Quality Assurance Automation Engineer iTechArt

Автоматизаторы и мануальные тестировщики работают по-разному. Для автоматизаторов краеугольный камень — программирование, на нем строятся дальнейшие скилы. 

Мы пригласили самоучек, которые умеют что-то делать, но не знают, хорошо или плохо, и брали ребят без опыта, но с большим желанием развиваться. Постарались дать им хорошие практики, которые можно применить на любом проекте. На примере графического интерфейса веб-приложения разбирали, как строить фреймворк для автоматизации тестирования, как использовать принципы SOLID, шаблоны проектирования. На какой бы проект ребята в дальнейшем ни пошли, они возьмут с собой эту базу и смогут применить вне зависимости от того, какой интерфейс им придется тестировать.

Особенность курса — он полностью проходил онлайн. Насколько это было удобно, в чем были сложности, в чем преимущества?

СЕРГЕЙ СЕНЮК: Я провел уже столько лаб в своей жизни, что особой разницы не вижу. Когда-то проводил онлайн-курсы для Питера, через которые прошли сотни человек. Я привык к формату. Поначалу было тяжело: говоришь в монитор, непонятно, почему люди не задают вопросы — то ли все понимают, то ли стесняются. Может быть и то, и другое одновременно. В офлайне коммуникация проще, люди более раскрепощенные, можно понять по глазам или переглядываниям, как заходит материал. В онлайне мы решаем многие проблемы на индивидуальном общении, для вопросов есть чат и личка.

Влияет ли онлайн-формат на эффективность и результаты?

СЕРГЕЙ СЕНЮК: Не сказал бы. Стандартные результат и эффективность. Сколько я ни проводил онлайн и офлайн курсов, не сделал для себя вывода, что какой-то формат предпочтительнее. Это, скорее, вопрос удобства, чем эффективности. Мне, как ментору, нужно видоизменить подход к подаче, представлению и коммуникации и на выходе получаем то же самое.

Сергей Сенюк, Lead Quality Assurance Automation Engineer iTechArt

Есть мнение, что онлайн-формат лучше организует, но я бы не сказал. Это зависит от человека. Наши ребята показали очень неплохой результат, на последних заданиях они совершили такой “квантовый скачок”.

Какие сейчас планы на будущие лабы?

СЕРГЕЙ СЕНЮК: Есть идеи совместить техническую экспертизу и обучение в нечто единое. Детально это пока не обсуждалось, но я думаю, на базе департамента можно создать что-то вроде центра экспертизы по автоматизации тестирования. Можно объединить и обучение, и аудит решений, и процессы квалификационного роста. Но для начала нужно нарастить ресурсную базу из ребят, дать им знания и навыки. В любом случае эта лаба — только начало.